Не знаешь с чего начать? Тогда раздел "Учебник" для тебя! =)

Почему в России почти нет рынка стартапов?

Просмотров:15



В обществе укоренилось мнение о том, что стартапы — это, скорее, увлекательная игра, чем настоящий бизнес-проект. По правилам игры, талантливый предприниматель придумывает свежую идею и завоевывает сердца неприступных инвесторов. Инвесторы дают деньги на раскрутку, бизнес начинает развиваться, а его автор получает долгожданные богатство и знаменитость. На несколько процентов это мнение соответствует действительности, но в реальности есть несколько нюансов, о которых обыватели забывают.

Мода на «стартапы» появилась несколько лет назад и пришла в Россию из США. По сути, стартап — это и есть воплощение американской мечты молодого, амбициозного бизнесмена. Требуется создать идею, привлечь инвестиции и открыть компанию, которая стремительно будет расти в цене. А затем эту компанию купят могущественные монополисты. В технологии развития стартапа многим предпринимателям момент «выхода» видится ключевым. Именно тогда можно заработать огромные деньги. Выход на биржу — еще один вариант продажи стартапа. Здесь компания забирает часть акций и реализует ее на бирже. Продажа по технологии IIPO отличается от традиционного способа полного поглощения. В РФ способ продажи компании на бирже пока не очень популярен. Только 10 процентов сделок завершаются таким образом.

Чтобы воплотить свою «американскую мечту», инвесторам предстоит прилагать серьезные усилия, если изначальной целью являлась именно продажа компании. Нацеленность на обязательную продажу смещает приоритеты. Основатели отказываются от планомерного развития предприятия в пользу повышения его стоимости.

Почему развивать компанию невыгодно

Считается, что компания, которая приносит больше доходов, стоит дороже. Но это работает не в ста процентах случаев. Всегда больше будет стоить компания, которую можно продать еще дороже. Покупатели не обращают внимания на текущую прибыль, они анализируют перспективы компании на ближайшее будущее. Предприниматель не стремится получить прибыль, он учится создавать ожидания, которые позволят увеличить стоимость компании. Чаще всего ожидания ценятся дороже, чем текущая прибыль.

Раздувание" компании становится более выгодным занятием, чем деятельность, помогающая ее развивать. Биржевое соотношение стоимости акции к заработку для многих компаний составляет десятки и сотни единиц. То есть, владелец акции получает возможность реализовать ее по цене, эквивалентной 10 или даже 100 годам получения на нее заработка. Соответственно, стоимость компании часто раздута вплоть до сотни ее ежегодных прибылей. Эта ситуация на финансовом рынке приманивает все больше авторов идей для стартапов и инвесторов.

Иногда наблюдается обратный эффект — компания делает большой объем чистой прибыли, а соотношение цены акции к заработку уменьшается. При противоположном условии этот показатель нередко возрастает. Так происходит, потому что компания показывает в данный момент свой максимум. У нее нет серьезных перспектив вырасти в десятки или сотни раз. Если компания совсем не зарабатывает денег, то ожиданий еще больше. Существует вероятность резкого взлета и такого же стремительного возрастания стоимости компании. Разогревание ожиданий — основная суть традиционного американского стартапа.

Заокеанский рынок стартапов построен на спекуляциях, где можно выиграть в 10 или 1000 раз больше вложенной суммы денег. Большие компании с удовольствием вкладывают миллионы в стартапы, рассчитывая «раздуть» их стоимость еще больше.

Актуальность стартапов для России

Но в России эти рискованные методы практически не работают. Здесь почти не интересуются стартапами, так как биржевая система не позволяет зарабатывать больше на росте собственных акций, чем на выведении текущей прибыли. Сильного и стабильного рынка стартапов в РФ не существует. Никто не готов покупать искусственно раздутые стартапы, потому что затем их некому будет продавать. При отсутствии инвесторов американская модель не имеет шансов на существование. Исключения существуют, но их в десятки раз меньше, чем стремительно умирающих без инвестиций компаний.

В российских реалиях нужно ориентироваться на модель, построенную на иных принципах. Бизнес-модель должна превращаться не в мыльный пузырь, а настоящий бизнес, заточенный на получение прибыли. Некоторые методы, присущие развитию классических стартапов, использовать можно и нужно, но конечная цель должна быть другой.

Быстро создать сверхприбыльную компанию таким путем сложно, но она будет жить на те деньги, которые зарабатывает сама. Работающий бизнес — это серьезное достижение для бизнесмена, которое даст необходимый опыт для создания других, более серьезных проектов. Большой бизнес часто вырастает из малого и примеров этому в мировой практике масса. В России это особенно актуально. В основном, масштабные проекты здесь вырастают на основе малого бизнеса.




Вам понравилось?

>>> Почему надо подписаться на обновления? <<<

Буду благодарен за ретвит и клацанье по кнопочкам. Спасибо :)



 

Есть вопросы? Напишите в комментариях, всем отвечу :)

Как установить такие комментарии вконтакте себе на сайт?



Написать ответ


32 запросов. 0,163 секунд.