Custdev vs Customer Development — одно и то же?

За последние годы с Customer Development произошла удивительная метаморфоза — он стал популярным в в русскоязычной среде и одновременно трансформировался в нечто отличное от своего изначального облика.
Что бы выяснить суть этого явления был проведен опрос ряда менеджеров и аналитиков популярных на Западе IT-компаний и стартапов. Как оказалось, об этом продукте знал всего один из десяти опрошенных. Причем, в первоначальном варианте 2005-го года.
В Калифорнии же популярность запроса по данной теме осталась примерно на том же уровне. А базирующаяся на Customer Development концепция Lean Startup, появившаяся в 2011 году, популярна куда больше. Кроме того, популярность запроса A/B test оказалась еще выше, как и запроса User Research.
Что касается России, здесь ситуация заметно отличается. И Кастдев, и Customer Development по популярности существенно опережают в Google запрос «A/B тест». И если принять равный интерес к нему и в России, и на Западе, выходит что Customer Development интересуются в 4 раза реже.
Другими словами, в англоязычной IT-среде термин Customer Development знают крайне слабо. И при общении с коллегами оттуда не стоит упоминать о «кастдевинге» своих клиентов, этого просто не поймут, а в контексте первоначального смысла Customer Development это прозвучит весьма странно.
Первое значение Customer Development
Методология создания стартапов Customer Development была описана в 2005 году предпринимателем Стивеном Бланком. Всего в состав этого процесса входят 4 основных этапа, последовательно выполняемых командой. Это обнаружение клиентов, их подтверждение, создание и построение компании. На разных этапах соответственно используются и различные инструменты проверки гипотез, вместе с получением инсайтов — A/B тесты, опросы, глубинные интервью, экспертное общение и др.
В целом, Customer Development можно назвать методологией создания новых продуктов, описывающей весь жизненный цикл стартапа. При этом задействуются различные инструменты, но изначально Customer Development задумывался как методология, а не предназначенный для проверки гипотез конкретный инструмент.
Custdev в русскоязычном IT
В ряде статей рунета Customer Development подается в первоначальной задумке, но «кастдевом» со временем стали понимать «умение разговора с клиентами», «проверку с использованием глубинных интервью гипотез» и т.д. Другими словами, понятие сузилось и Customer Development стал методом конкретной проверки гипотез.
В конечном итоге, Customer Development в русскоязычной среде на определенном этапе стал отдельным направлением, названным «custdev» или «кастдев». Его фокусировкой стали глубинные интервью, в результате чего стремительно начала расти его популярность. И одновременно более широкий контекст, первоначально имевшийся у методологии Customer Development, просто потерялся в процессе.
И что бы не запутаться при разговоре с англоязычными коллегами, «custdev» следует просто заменять на «user research», также можно использовать и фразу «разговаривал с клиентами». Эти выражения будет точно поняты.
>>> Почему надо подписаться на обновления? <<<
Буду благодарен за ретвит и клацанье по кнопочкам. Спасибо :)
Tweet
Как установить такие комментарии вконтакте себе на сайт?